Семейное обучение заявление

Многие бы хотели перевести детей на семейное обучение, но боятся это сделать и не знают с чего начать. В этой статье мы подробно коснёмся вопросов перехода на семейное обучение. Как это сделать максимально комфортно и в полном соответствии с законодательством РФ.

Семейное обучение — право каждого ребёнка. Он не должен быть для этого больным или ущербным. Не нужно придумывать какие-то причины и брать справки. Должно быть желание ребёнка и заинтересованность родителей. О том, как решиться на семейное обучение, мы рассказывали раньше. Здесь не будем касаться этих вопросов. Решение принято. Нужно задуманное осуществить.

Содержание

Если ребёнок собирается идти в первый класс

Если ребёнок только собирается идти в первый класс, то вам не нужно самостоятельно записываться в школу и писать заявления на имя директора.

Вам нужно сразу идти в департамент образования и там писать документ под названием «Уведомление о переходе на семейную форму обучения».

Специалист с вами поговорит, задаст вопросы и если увидит, что решение ваше не спонтанное, а продуманное, направит в конкретную школу, которая будет удобна и вам. Вы будете прикрепляться к этой школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций. 

Имейте в виду — каждая школа имеет Устав. В нём чётко написано о порядке аттестаций, в том числе и для экстернов.

В одной школе дети сдают аттестации каждую четверть, в другой — по триместрам, в третьей — по полугодиям, а в четвёртой — сразу за год. Какие-то школы разрешают сдавать предметы по блочной системе.

Другие настаивают на посещении всех контрольных работ. Всё это нужно узнать заранее, желательно ещё до того, как вы пойдёте в Департамент.

Таким образом, шаги родителей будущих первоклассников, которые пойдут не в школу, а на семейное обучение, следующие:

  1. изучить Уставы окрестных или подходящих школ (можно выписать себе в записную книжку);
  2. записаться на приём в Департамент образования и заполнить там Уведомление о переходе на семейное обучение;
  3. выслушать рекомендации Департамента о том, к какой школе лучше прикрепиться, свериться со своим списком;
  4. получить направление в школу для прикрепления на экстернат;
  5. подойти к директору школы для решения организационных вопросов, согласования дат и кратности аттестаций, прикрепления к ответственному учителю.

В школе вам предложат написать заявления об аттестации. Отнеситесь к этому внимательно (лучше, если и этот вопрос вы для себя решите дома). Составив и подписав документ, вы будете вынуждены ему следовать, даже если он вас не сильно устраивает.
Чаще родители пишут одно заявление об аттестации, но иногда школа просит прикрепляться для каждой конкретной аттестации.

Если вы переводите на семейное обучение школьника

Ваш ребёнок уже учится в школе. Не важно как: очно, заочно, очно-заочно, дистанционно. Вас это не устраивает и вы решили, что лучше обучаться на дому. Веских медицинских оснований для этого нет, поэтому подходит только семейное обучение. 

Важно: для того, чтобы перевести ребёнка на семейное обучение, не нужно ждать окончания четверти или полугодия, тем более — учебного года. Родители вправе (согласно «Закону об образовании…») сделать это в любое время. Так же, как и вернуть его обратно в школу.

Лирическое отступление: школы не любят, когда ребёнок учился у них очно, а потом ушёл на семейное обучение. Это часто рассматривается, как фактор, ухудшающий статистические показатели школы.

Поэтому родителей уговаривают перевести школьника на другой режим обучения: очно-заочный, заочный или дистанционный. Если вас смогли уговорить — значит, вам это, наверное, больше подходит.

Если же не смогли, то логично оформить отношения со школой документально.

Какие шаги нужно сделать родителю школьника для его перевода на семейное обучение? Вот они:

  1. написать заявление на имя директора школы об отчислении ребёнка из образовательного учреждения в связи с его переходом на семейное обучение;
  2. написать Уведомление о переходе на семейное обучение для Департамента (уточнить: вам нужно самим отнести его в Департамент или администрация школы сама это сделает);
  3. написать заявление о зачислении ребёнка в школу в качестве экстерна для прохождения аттестаций;
  4. учить ребёнка дома и приходить своевременно на аттестации.

На всякий случай. Спустя некоторое время вам может позвонить специалист Департамента и задать несколько вопросов по поводу причины перехода на семейное обучение. Пугаться звонка не стоит. Работа у них такая. Ребёнок будет стоять на учёте, как «семейник», вот они и интересуются, кто к ним прибыл, насколько проблемный. Поэтому разговаривать нужно спокойно и доброжелательно.

Через некоторое время вас пригласят в школу для оформления договора о семейном обучении. Он заключается в двух экземплярах. Один для школы, второй — для вас. В договоре должно быть чётко прописано всё, что вас интересует: 

  • консультации;
  • аттестации;
  • возможность пользоваться библиотекой;
  • возможность участвовать в общешкольных и городских мероприятиях и т.д.

Типичные вопросы о переходе на семейное обучение и ответы на них

Где взять образец заявления о переходе на семейное обучение?

Обычно бланк заявления есть на сайте Департамента образования вашего региона. Если нет, то пишется примерно так:

Шапка:

Директору такого-то учреждения Такой (му)-то От родителя ученика (цы) такого-то класса

Такого-то.

Далее по центру «Заявление».

Ниже текст примерно такого содержания: «В соответствии с положениями  статьи 17 частями 1 и 3, статьи 44 части 3 (пункты 1 и 3), статьи 63 части 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для моего несовершеннолетнего ребенка Ф.И.О.

(дата и место рождения ребенка) была выбрана форма получения (начального, основного, среднего) общего образования в форме (самообразования, семейного образования). В связи с этим на основании ст. 17 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9, ст. 34 ч. 3,

ст. 57 ч. 2 и ч.

3 указанного Федерального закона прошу исключить его из контингента обучающихся ________ класса образовательной организации». 

Дата и подпись.

Где взять образец Уведомления о переходе на семейное обучение?

Оно тоже должно быть размещено на сайте вашего Департамента образования. Если нет, то можно иметь примерно такой образец для написания.

В шапке: «Начальнику управления по образованию Администрации Городского округа такого-то, Тому-то от родителя такого-то (ФИО), Место регистрации (адрес) такое-то, данные паспорта, телефон.»

Ниже, посередине страницы: «Уведомление»

Далее текст примерно такого содержания: «В соответствии  п.5 статьи 63 федерального закона от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уведомляю о выборе нами (мною) родителями (родителем) несовершеннолетнего   (ФИО полностью, дата рождения) формы обучения вне образовательной организации  в форме семейного обучения.

  Решение о выборе данной формы обучения принято с учетом мнения ребенка. Для прохождения  промежуточной  аттестации  в  таком-то  учебном    году за курс такого-то класса намерены обратиться в (наименование образовательной организации).

С Положением управления по образованию администрации городского округа такого-то по организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) ознакомлен(а).

К уведомлению прилагаю: копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего; копию паспорта несовершеннолетнего (при наличии);

копию паспорта матери (отца/законного представителя) несовершеннолетнего.

Ниже — дата и подпись.

Как правильно написать заявление на экстернат для прохождения аттестаций?

Шапка — как в предыдущем документе, а текст будет примерно такой: 

Прошу зачислить моего ребенка такого-то в (наименование образовательной организации) в качестве экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

Прошу аттестовать моего ребёнка за курс такого-то класса по всем предметам в соответствии с графиком: (список предметов и даты или промежутки дат аттестации).

С Положением о получении образования вне образовательной организации, с уставом образовательной организации, свидетельством о государственной регистрации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами, реализуемыми учреждением другим документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в образовательной организации, ознакомлен(а).

Ниже — дата и подпись.

Обязательно ли согласовывать даты аттестаций?

Не обязательно. Но если вы это сделаете, то избавитесь от лишней головной боли. Вы будете точно знать когда и какой именно предмет будет сдавать ребёнок. В противном случае вы рискуете обнаружить, что учителя всегда заняты и им некогда заниматься аттестацией. Даты могут переноситься бесконечно, что не прибавляет энтузиазма родителям и ребёнку.

Что делать, если директора школы всё время нет в приёмные часы, а вместо него принять моё заявление о переходе на семейное обучение никто не хочет?

Тут совет один: отправьте его почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. Так вы точно будете знать, что ваше заявление дошло до адресата.

Когда можно уже не водить ребёнка в школу?

С даты Уведомления Департамента образования о переходе ребёнка.на семейное обучение. 

Как часто ребёнок должен являться в школу?

Не чаще, чем это указано в договоре. 

Какие права есть у ребёнка, находящегося на семейном обучении?

Ребёнок имеет право пользоваться библиотекой, получать бесплатно учебники, участвовать в городских, общешкольных, классных мероприятиях, консультироваться по предметам перед аттестациями (2 часа на каждый предмет).

Можно ли получить справку о том, что ребёнок является учеником школы?

Можно, но только в тот период, когда он зачислен в неё в качестве экстерна. В другой период ребёнок не входит в контингент школы, значит школьником не является.

Как получить компенсацию родителям за обучение ребёнка по форме семейного образования?

Сейчас это вопрос сложный. Компенсация родителям выплачивается далеко не везде. О возможности выплат и правилах их оформления нужно узнавать в Департаменте образования своего региона.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/kak-perejti-na-semejnoe-obuchenie-bez-problem.html

Как перейти на семейное обучение. Пошаговая инструкция

В прошлый раз я рассказывала (тут и тут) почему мы перешли на семейное обучение. Теперь расскажу, как, собственно, происходит процедура самого перехода, сложно ли бросить школу, и каких подводных камней можно ожидать.

Для начала немного теории.

Часть 2 статьи 63 Федерального закона гласит, что общее образование в России обязательно и «может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. .. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования».

Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Ребёнок может быть прикреплён для прохождения аттестаций к любой школе.

Шаг 1. своя школа

Именно в свою школу с идеей о переходе на семейную форму стоит идти в первую очередь. И если руководство учебного заведения отнесется к этой идее лояльно, то родители пишут заявление о переводе, забирают документы (личное дело «семейников» — это их личное дело ;-)), получают календарь аттестаций, рекомендации по подготовке и…всё.

Идеальный вариант, о котором в большинстве случаев можно лишь мечтать.

Однако, далеко не в каждой школе готовы принимать «семейников». Так было, увы, и у нас. Наша школа никогда не работала с семейной формой обучения. Они не знали, как вести документооборот, как организовать аттестации, как вообще все это происходит, и потому, конечно, попытались нас отговорить от «роковой ошибки».

Но школа не может отказать родителям в праве перехода на семейную форму обучения, даже если в уставе школы такая форма не прописана. По требованию родителей школа обязана внести изменения в устав и принять ребенка на период прохождения аттестаций.

Но мы не стали ломать школу и педагогов. Насильно мил не будешь, поэтому мы забрали документы и пошли в городской департамент образования.

Шаг 2. департамент образования

В нашем Департаменте «семейников» тоже недолюбливают. Это явно читалось во взгляде специалиста. Но отказать в помощи и консультации они уже точно не могут. И именно здесь можно попросить список школ города, которые уже работают с детьми на семейной форме обучения. Здесь же имеет смысл выяснить, какие права и обязанности есть у «семейников».

Например, вам должны рассказать, что при не сдаче промежуточной аттестации ребенка переведут на очную форму обучения и оставят на второй год. С другой стороны, можно попробовать пройти аттестацию за год практически в любое время — как только ученик освоит школьную программу.

Ученик на семейной форме обучения имеет право на получение учебников из школьной библиотеки. Также школа должна составить учебный план, по которому будет проходить аттестация.

График и периодичность аттестаций согласовываются с родителями или законными представителями ребенка. Перейти на семейную форму обучения можно в любое время.

А еще в департаменте можно спросить про льготы и пособия для школьников на семейном обучении.

В некоторых регионах таким семьям выплачивают неплохую компенсацию за непосещение школы. Но не в нашем случае, увы.

Шаг 3. свобода выбора

Школу для прохождения аттестаций можно выбирать. Ну если, конечно, есть из чего. Список нашего города бы не велик. Я обзвонила все.

В одной предложили принести портфолио ребенка, привести самого ребенка, и доказать, что он способен и не подведет, потому что — «нам не нужно портить статистику».

В другой порекомендовали обратиться к ним непосредственно накануне аттестации.

В третьей потребовали составить план, по которому ребенок будет учиться, чтобы понять серьезность наших намерений!

Все это, конечно, незаконно, и легко пресекается. Достаточно оставить секретарю заявление, и без всяких планов и портфолио школа будет обязана принять ребенка на аттестацию. Но стоит ли потом идти на аттестацию в такую школу?

Если поблизости нет ни одной школы, в которой вашему ребенку захотелось бы проходить аттестацию, всегда можно прикрепиться к школе в другом городе он-лайн. Такую возможность сейчас предлагают уже несколько интернет-ресурсов. Официальное зачисление, дистанционная сдача промежуточных аттестаций (кроме ГИА и ЕГЭ, они сдаются только очно!), иные дополнительные опции.

Но чем больше опций, тем дороже стоимость…

Нам повезло, и одна школа недалеко от дома приняла нас весьма дружелюбно. Аттестация раз в год. Учебники выдадут.

Сын сможет приходить в школу для участия в олимпиадах, конкурсах, заручиться помощью педагогов при подготовке научных проектов, и, при желании, даже посещать школьные мероприятия… В общем, это был наш вариант ))

Так, за три дня до начала нового учебного года мы стали «семейниками».

Итак, коротко: для перевода на семейную форму обучения сначала оповестите о своем желании руководство своей школы. Если они против, не пишите никаких заявлений! Уточните все нюансы в департаменте образования, заручитесь их поддержкой и выбирайте школу по душе.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b61e0f59c6ae100a9a29cae/5b86def26be55000aa40b2fb

Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2019 году: условия, законы, порядок действий

1 сентября 2019 года около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования.

Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг).

Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2019 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Скачать форму заявления руководителю образовательного учреждения.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Скачать образец уведомления в департамент образования.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь.

Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует».

Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних.

Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации.

Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей.

Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность».

Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе… определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы».

Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям.

Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Это должен знать каждый

  • Перейти на семейное обучение можно в любой момент, в том числе и в середине учебного года и даже четверти (семестра).
  • Решение о сроках и количестве промежуточных аттестаций принимается по договоренности между школой и родителями. (На практике, правда, это решение принимается школой, администрация учебных заведений с большим трудом идет на уступки, позволяя сдавать аттестацию реже, чем раз в четверть или в полгода.)
  • График обучения, программу, учебно-методические пособия выбирают родители по своему усмотрению.

0

0

2181

Источник: https://littleone.com/publication/5610-kak-pereyti-na-domashnee-obuchenie-usloviya-zakony-poryadok-deystviy

Как оформить документы на семейное обучение

Поговорим про юридическое оформление семейного образования в РФ. Незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности. По моему опыту, у нас в образовании больше боящихся, чем пострадавших от законов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я ещё не видела родителя, который бы сам сел и прочитал закон «Об образовании». Да и из системы образования таких людей тоже не встречала. «А зачем их читать/что это изменит?» и «Нас никто не учил/не повышают нашу квалификацию» (железный аргумент, если вдуматься).

Де юре

В РФ действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он большой — приведу основные тезисы статьи 17:

«В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».

Это значит, что мы реализуем своё право, когда забираем ребёнка из школы. Более того, имеем законное право пройти промежуточную (любые экзамены с 1 по 8 класс включительно) и итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) в любой школе (формально школа, в которой вы учились и переходите на СО, или просто школа по месту жительства, не может отказать). Читаем статью 17 дальше:

«Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения (…) промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Опять же формально вы можете водить ребёнка в школу на определённые предметы, а другие изучать самостоятельно, но, забегая вперед, скажу, что законодатели ничего не написали относительно того, как эти отношения следует оформлять с образовательной организацией, поэтому в разделе «де юре» остаётся только разрешение, которое не понятно как использовать на практике:

«Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Зато нам прямо разрешают сдавать любые аттестации экстерном. Пишите заявление о досрочном прохождении аттестации и всё — вам должны предоставить возможность реализовать своё право. Возможно, одновременно с другими учащимися и в удобное для образовательной организации время, но отказать вам формально не могут — об этом часть 3 статьи 34:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (…) бесплатно.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

Теперь ответ на самый конфликтный вопрос: кто решает, как учиться и чему учиться — школа или родитель? Читаем указание в части 4 статьи 63:

«Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребёнка».

Кто тут жаловался на то, что у нас тоталитарная страна? Получите самый демократический закон — и это Закон об образовании! Да европейцы в своей демократической Европе офигевают от наших свобод! Интересно, кто его и как протащил, и благодаря какому лобби его приняли.

Родитель и только он в РФ решает — учить своего ребёнка в школе или нет

Неясно, конечно, как законодатели собираются «учитывать мнение ребёнка», но требовать директору школы подпись вашего несовершеннолетнего ребёнка (прецеденты есть) на заявлении о переходе на семейное образование — глупо, смешно, а вообще-то грустно.

Зато в законе точно написано, кого нужно информировать (информировать, а не спрашивать разрешения) при переходе на семейное образование. И это, на удивление, не школа — читаем часть 5 статьи 63:

«(…) При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

Как вы должны уведомлять орган местного самоуправления, подробно написано в местных подзаконных актах. Мы живём в Перми, в нашем случае это Постановление Администрации города Перми № 301 от 29.04.

2014 «Об утверждении Порядка учёта детей, проживающих на территории города Перми, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного образования (…)».

Наверняка в каждом муниципалитете есть подобное. Информацию об этом в большинстве случаев публикуют на сайте Департамента или Министерства образования вашего региона.

В приложениях к нашему Постановлению приведены следующие формы:

  • Заявление об организации получения образования в форме семейного образования с прохождением промежуточной и итоговой аттестации в муниципальном общеобразовательном учреждении, которое нужно писать на имя директора школы.
  • Уведомление о выборе формы получения образования в форме семейного образования, которое нужно оформлять «В департамент образования администрации города Перми».

И то, и другое нужно отдавать в школу, а школа уже должна передавать в департамент. Снова не совсем очевидно, почему так, но инструкции в этом конкретном постановлении даны точные.

Всем настоятельно рекомендую отдавать заявление и уведомление с одним сопроводительным письмом под подпись секретарю школы с проставлением номера входящего на вашем экземпляре.

Каждый год в школах обострение — они теряют и ищут бумаги.

Видимо, департамент старые уведомления сжигает на кострах и новые со школ заново трясёт — иного объяснения попыткам брать эти уведомления каждый год придумать не могу.

Кстати, уведомить вы можете в любой день учебного года — как о переходе на семейную форму, так и обратно. Тут нет никаких ограничений. Можете ходить туда и обратно сколько угодно раз.

Уведомили — отлично, что делать дальше? Дальше вам нужно оформить со школой договор. Школы о нём часто ничего не слышали, им этот геморрой меньше всего нужен, поэтому делать его вам, а вот на основании какого шаблона — придётся поискать.

В нашем случае есть отдельное письмо Министерства образования Пермского края «О необходимости разработки Порядка организации получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования» №СЭД-26-01-21-882 от 18.09.2013, направленном «руководителям органов управления образованием».

Действительно, зачем направлять его директорам школ. Может, его должны были департаменты образования направить в школы. Возможно, что и направляли, но оно затерялось по пути — родителям в школах его предъявить не могут и даже о факте его существования иногда не знают.

В этом письме есть и шаблон договора с двумя приложениями. Шаблон договора «о получении обучающимся начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями)» кривой — я такой подписывать не стала и внесла свои правки, тут опора на ваш пофигизм или здравый смысл, по ситуации.

Но договор — это самое простое. Суть — в приложениях. Их оформлять придётся вам, а сделать это совсем не легко. Причём приложений должно быть два:

  • Приложение № 1. Индивидуальный учебный план освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования по программам ___ класса.
  • Приложение № 2. График промежуточной и итоговой аттестации.

Итого, чтобы стать «семейником» де юре, нужно:

  1. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование — и то, и другое отдавать в школу с сопроводительным или в двух экземплярах, под подпись.
  2. Подписать с директором школы один договор с двумя приложениями на каждый учебный год.

На этой ноте «де юре» заканчивается.

И начинается де факто

Мы упираемся в учебный план школы, который выглядит примерно так:

Очень содержательно и, главное, всё понятно! Но никто не знает, как должен выглядеть твой индивидуальный учебный план. А главное, кому он на семейном образовании такой нужен! Кто будет считать количество часов?

По факту, вам нужно знать совершенно другие вещи: что в вашем конкретном классе будут проходить, по каким учебникам и что будут спрашивать на годовом экзамене (промежуточной аттестации).

Понятно, что на семейном образовании вы собираетесь дать ребёнку больше счастья и больше знаний, чем в школе. По факту все мечты упираются сразу в сдачу обязательного минимума — годовых экзаменов для перевода в следующий класс. На эти вопросы отвечают совсем другие школьные документы — «Рабочие программы» по предметам.

И вот тут ты вникаешь, что эти самые рабочие программы по предметам — неуловимый документ

Формально они должны лежать на сайте школ, но найти их там — это целый квест.

Потом выяснится, что они там не по всем предметам или устарели, что выдают совсем не те учебники, которые указаны в качестве УМК (учебно-методическом комплексе) в найденной рабочей программе, потом придётся просить скинуть рабочие программы по предметам «христа ради» завуча или каждого из учителей. От учителей же и узнать, что актуальные рабочие программы будут в начале учебного года… ну где-то к концу сентября… И вообще вы первый, кто о них спрашивает.

Можно ещё попробовать сходить за ними в департамент и узнать, что учебные программы школ он не собирает и не проверяет, хотя и выступает заказчиком образования.

В общем, ключевое знание, полученное мной в этом квесте — рабочие программы разных школ по предметам родителю сравнить невозможно! Ну и скажите, на основании чего вы школу ребёнку вроде как «выбираете»? Только честно, кроме близости к дому и места в рейтинге «статусности»?

Когда сентябрь уже идёт, а программ так и нет, вы можете поддаться слабости и решить, что ладно, сам не дурак, прочитаю основополагающие документы.

Это ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (1-4 классы) или такая же, но только общего образования (с 5 класса).

Потом изучу, какие рабочие программы, соответствующие им, есть по всем предметам, посмотрю по ним всем УМК (учебники и рабочие тетради, проще говоря), выберу те, что меня устраивают.

Жить с этой иллюзией вы будете ровно до того момента, пока не перейдёте от Приложения № 1 «Индивидуальный учебный план» к Приложению № 2 «График аттестации»

В Законе об образовании ничего не сказано о том, что образовательная организация должна учитывать ваш индивидуальный учебный план и выбранную рабочую программу с УМК при аттестации. Экзамены для всех учеников по одному шаблону.

В нём (условно) именно те словарные слова, которые дети в школе в течение учебного года пишут, и те мореплаватели, годы путешествий которых надо вызубрить.

В общем, учиться вы можете по любой программе, а сдавать аттестации вы будете по школьной программе именно этого учебного года и именно того класса, в котором вы числитесь.

В общем, рабочие программы нужно настойчиво требовать. При должной настойчивости их выдадут к концу сентября. Вы изучаете их, делаете для себя действительно индивидуальный учебный план (а не тот, что в приложение к договору пойдёт). Проставляете свои месяцы сдачи предметов в течение года в график аттестации и пытаетесь его согласовать.

Тут новый поворот. Вы обнаруживаете, что в школе по каким-то предметам не готовы принимать экзамены минимум до весны, а по каким-то предметам, типа несчастной физры или трудов, учителя вообще не знают, как вас аттестовать. Вы у них (правильно) первый!

Здесь надо мужественно принять решение за них. Ок, давайте так, презентация по физкультуре (реальная история) нам не кажется удачным решением, мы будем сдавать нормативы, дайте нам даты! Нет экзамена по труду — ок, мы вам слепим все поделки, которые вы планируете делать в течение года, а вы принимайте их у нас сразу в октябре.

Лайфхак — добавьте обязательно в шаблон графика аттестаций столбик «Формат и содержание аттестации»

В школе всё равно никто шаблон не видел, а вас это избавит от желания учителей как следует экзаменовать вашего ребёнка дополнительными тестами и промежуточными тремя контрольными вместо согласованной одной.

Минимум месяц у вас уйдёт на то, чтобы сделать индивидуальный учебный план и график аттестации. Это напряжённый интеллектуальный труд.

Носить в школу его без сопроводительного письма и официального вручения через канцелярию под подпись будет ошибкой, так никогда не закончите.

Не бойтесь требовать директора или секретаря расписаться — аттестацию у вас не директор принимать будет, а учителям меньше всего хочется быть между молотом и наковальней.

Этот квест вас ждёт каждый год — договор один, а приложения нужно каждый год подписывать новые. Конечно, вы можете выбрать вариант вообще оставаться «вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и не сдавать промежуточные аттестации, то есть прийти в школу по месту жительства сразу на сдачу ОГЭ, но я таких смелых и бесшабашных людей не знаю.

Итого, чтобы действительно стать «семейником», нужно:

  1. Прочтя всё это, принять твердое решение перейти на семейное образование.
  2. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование. Оба документа отдать в школу с сопроводительным под подпись.
  3. Подписать с директором школы договор.
  4. Разработать для себя индивидуальный учебный план, который удовлетворяет двум критериям сразу: пригоден для сдачи аттестации по программе вашего класса и по нему вы сможете учить ребёнка, исходя из своих образовательных амбиций и принципов.
  5. Разработать и подписать два приложения к договору: Индивидуальный учебный план и График промежуточной аттестации.

Верю, что вы всё правильно сделали, поэтому начинается самое сложное — семейное образование. До этого были только подходы. И, если честно, они — самое лёгкое по сравнению с образовательными рутинами.

Источник: https://mel.fm/blog/yelena-chistyakova4/72961-kak-oformit-dokumenty-na-semeynoye-obucheniye