Требования к программам дополнительного образования взрослых

Как частные, так и государственные образовательные учреждения для осуществления своей деятельности должны позаботиться о получении лицензии. Это специальный документ, который подтверждает государственное лицензирование предприятия и его соответствие всем требованиям, выдвигаемым со стороны государства.

Необходимость в получении бумаги возникает и в том случае, если лицо предоставляет услуги дополнительного образования. Не все предприниматели знают, как получить этот документ. Соответственно, необходимо разобраться в процессе получения лицензии на дополнительное профессиональное образование.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Дополнительное образование

Различают несколько видов образовательных программ. Они отличны друг от друга, как по составу, так и по требованиям, выдвигающимся к учащимся гражданам.

Под дополнительным образованием подразумевают учебный процесс, в ходе которого лицо совершенствует ранее приобретенные навыки и знания, повышает деловые качества либо проходит переквалификацию для осуществления деятельности в другой сфере.

Условием для прохождения учебного процесса является наличие документа, свидетельствующего о получении начального, среднего или высшего образования. То есть, лицо не получает абсолютно новые знания, а совершенствует уже имеющиеся, получает дополнительные навыки в уже знакомой сфере.

В большинстве случаев за предоставление подобных услуг приходится платить. То есть, государство не оплачивает получение ее гражданами дополнительного образования. Однако в некоторых случаях заинтересованность в этом высказывают работодатели.

Если юридическому лицу выгодно иметь сотрудника с высокой квалификацией, оно может само оплатить его обучение. Заинтересованность в дополнительном образовании есть также у тех граждан, которые изначально получили не ту специальность, по причине отсутствия доступа к обучению необходимой профессии.

Выделяют следующие виды дополнительного образования:

  1. Переподготовка. Особенность данной формы – получение новой квалификации. Отличие от стандартных учебных программ, преподаваемых в высших учебных заведениях – акцент только на тех предметах, которые необходимы для трудовой деятельности. Благодаря этому, минимальная длительность курсов – двести пятьдесят часов (в ВУЗах на получение специальности уходит от трех лет и более).
  2. Повышение квалификации. В большинстве случаев заказываются определенными предприятиями. Необходимы для увеличения знаний работников в определенной сфере, обучению их новым навыкам. Минимальная длительность курса – шестнадцать часов. Возможно обучение без отрыва от работы.
  3. Стажировка. Практические занятия на производстве, позволяющие усилить имеющиеся навыки и получить новые.

Важно! После завершения обучения, учащиеся получают сертификаты, дипломы и удостоверения, которые свидетельствуют о получении новой квалификации.

Эти документы позволяют подтвердить полученные знания и навыки. Поскольку на законодательном уровне ко всем учебным заведениям, которые после обучения выдают аттестаты, выдвигается требование по получению лицензии, лицензирование дополнительного профессионального образования является обязательным.

Когда нужно получать лицензию

Лицензию на образовательную деятельность необходимо получать в том случае, если после обучения граждане будут проходить аттестацию, по итогам которой им будет выдан документ об окончании обучения (сертификат/диплом/удостоверение).

В таком случае наличие документа подтверждает квалификацию работника, его услугами будут пользоваться предприниматели. Поскольку обучение происходит по установленным в государстве программам, для гарантии соответствия знаний полученному документу образовательные учреждения должны получать лицензии.

Получать лицензию на образовательную деятельность не нужно предприятиям, которые по окончании учебного процесса не выдают каких-либо официальных документов, подтверждающих квалификацию.

То есть, заниматься лицензированием не нужно, если гражданин будет проходить простую стажировку либо ему будет зачитана разовая лекция. Кроме того, можно не лицензировать профессиональную подготовку, проходящую индивидуально.

Однако зарегистрировать данный вид деятельности необходимо, в противном случае можно получить штраф.

Штрафные санкции за образовательную деятельность без получения лицензии

Обучение без получения лицензии на повышение квалификации наказуемо. Данная сфера регулируется Административным и Уголовным кодексами. Наказания разные, в зависимости от регистрации виновника.

Административная ответственность прописана в статьях 14.1 и 19.20 КоАП РФ. Первая статья регулирует коммерческую деятельность, вторая – некоммерческую.

В соответствии с этими нормативными актами физическое лицо может получить следующие штрафы:

  1. До 2 500 рублей за коммерческую образовательную деятельность без лицензии.
  2. До 1 000 р., если обучение производится на безвозмездной основе.

Для должностных лиц штрафы за организацию учебного процесса без получения лицензии на образовательную деятельность более высокие:

  • до пяти тысяч рублей при платном обучении;
  • до пятидесяти тысяч, если имеет место обучение без получения прибыли.

Наибольшие штрафы прописаны для предприятий. Если обучение осуществляется на платной основе, размер санкции составит от сорока до 50 тысяч рублей. Если же обучение платное, то штраф увеличивается до 170 – 250 тысяч рублей. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере не более 40 тысяч рублей.

Если государству или населению в процессе обучения без лицензии был нанесен ущерб, вступают в действие 76.1 и 171 статьи Уголовного кодекса. В соответствии с ними, виновник может заплатить штраф в размере до 300 тысяч рублей, сесть в тюрьму на срок до пяти лет. Также в качестве наказания могут быть использованы принудительные работы (не больше пяти лет).

Особенности лицензии

Лицензия на доп. образование не отличается от документов, которые выдаются другим видам образовательных учреждений.

Она имеет вид листа бумаги в формате «А4». На лицевой стороне документа указывается регистрационный номер бумаги, полное название лица, которому она выдана.

В обязательном порядке указывается орган, выдавший документ, и срок, на протяжении которого он будет действовать. Основные отличия от других документов заключаются в приложении.

В согласии с ФЗ под номером 273, в приложении указывается вид образовательной деятельности, ее уровень. В этом же документе указывается конкретный адрес расположения офиса, в котором происходят занятия.

Если учреждение имеет несколько филиалов – указывается адрес каждого из них.

Внимание! Без приложения лицензия считается недействительной.

Порядок получения документа

Для получения лицензии сначала нужно собрать необходимые документы и обратиться в Рособрнадзор либо региональный орган, занимающихся выдачей лицензий. Первый вариант подходит для учреждений федерального значения и филиалов иностранных организаций. В остальных случаях для открытия учреждения, занимающегося дополнительным образованием, необходимо обращаться в органы местной власти.

С момента подачи документов до даты выдачи лицензии может пройти не более 45 дней. За это время сотрудники лицензирующего органа проверят документы и вынесут решение по заявке. Наиболее сложный этап в получении лицензии на дополнительное образование – сбор необходимой документации. Чтобы собрать все бумаги, придется обратиться в несколько государственных служб (СЭС, ФНС).

Потребуется собрать следующие документы для лицензирования образовательной деятельности:

  1. Заявление.
  2. Устав.
  3. ИНН, ОГРН.
  4. Документы, свидетельствующие о наличии у лица права на использование помещений.
  5. Справки из СЭС (о пригодности помещения).
  6. Квитанция.
  7. Заключение из пожарного надзора.

Под квитанцией подразумевается документ об уплате государственной пошлины. Ее размер – 7 500 рублей. Если документы подаются третьим лицом, необходимо подготовить нотариально заверенную доверенность.

Требования к помещению

Перед тем как получить лицензию на обучение, необходимо позаботиться о подходящем для этого помещении. Оно может быть собственностью предприятия, но допускаются также отношения аренды.

Обязательным является оснащение помещения всеми средствами безопасности (пожарными сигнализациями, системами кондиционирования, освещения).

Для проведения учебного процесса помещение должно быть оснащено гардеробом, мебелью, оргтехникой, всем другим необходимым оборудованием.

Площадь должна быть рассчитана таким образом, чтобы на каждого ученика приходилось не менее 2,5 кв.м. Если планируется устроить пункт питания, необходимо получить справки из Роспотребнадзора.

Обязательными являются справки из СЭС и пожарной службы, которые подтвердят безопасность помещений.

Требования к сотрудникам

Определенные требования также выдвигаются и к педагогическому составу. Сотрудники учреждения, преподающие отдельные предметы, должны иметь достаточную квалификацию для проведения подобной деятельности. Важно подбирать педагогический состав таким образом, чтобы предприятие могло в полной мере реализовать выбранную им образовательную программу.

Справка! Квалификация педагогов подтверждается дипломами об успешном завершении учебных заведений по соответствующей специальности.

Заключение

Таким образом, для предоставления населению дополнительного образования необходимо сначала получить лицензию на дополнительное образование. Для этого следует позаботиться о помещении, штате, справках из контролирующих органов.

Лицензия нужна в том случае, если после завершения обучения учащимся представляются документы, свидетельствующие о получении ими определенной квалификации. Образовательная деятельность без лицензии наказуема.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/na-dopolnitelnoe-obrazovanie.html

Требования к оформлению программ дополнительного образования — ДомТворчества.Ру: сайт о дополнительном образовании

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы их проверки;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

— краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

— форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

Источник: http://neobionika.ru/razrabotka-obrazovatelnoi-programmy/18.html