Требования к программам по фгос 2019

Для выполнения требований к рабочим программам по ФГОС следует понимать, чем отличается ФГОС среднего общего образования от ФГОС основного общего образования.

Главное отличие в том, что обязательная часть ООП среднего общего образования составляет 60 процентов, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 процентов от объема программы.

В основной школе соотношение было 70 и 30 процентов.

В 40 процентов для 10–11-х классов включите больше курсов по выбору старшеклассников и их родителей. Курсы обеспечат профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого ученика.

При этом структуру ООП менять не придется. Целевой, содержательный и организационный разделы в программе остаются, потому что во всех ФГОС общего образования вы найдете требование о том, что ООП обязательно включает эти три раздела.

Составьте план контроля на 2019/2020 учебный год и раздайте учителям памятки с рекомендациями. Образец скачайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Скачайте сейчас

В примерной ООП используется системно-деятельностный подход. На его основе педагоги организуют деятельность учеников так, чтобы помочь им достичь максимального уровня в личностном, социальном и познавательном развитии. В ООП объясните, как школа организует такую деятельность. Сформулируйте цели и содержание образования, то есть учебные предметы, курсы, которые помогут достичь целей.

Еще один подход, который вы будете внедрять впервые, – это индивидуально-дифференцированный подход к обучению старшеклассников (п. 1.1 примерной ООП среднего общего образования). Поэтому включите в ООП предметы на базовом или углубленном уровнях для профильного обучения и курсы, которые обеспечат интересы каждого ученика.

Согласно требованиям к рабочим программам по ФГОС 2018-2019 гг., учебный план для 10–11-х классов имеет пять отличий от учебного плана других классов:

  • — Как составить учебный план в соответствии с ФГОС?

Требования к оформлению рабочих программ по ФГОС предполагают включение в ООП рабочих программ учителей по предметам. Их структура останется прежней, а требования к образовательным результатам изменятся.

В рабочих программах учителей для 10–11-х классов будут образовательные результаты четырех видов: «Выпускник научится – базовый уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень».

План внеурочной деятельности для 10–11-х классов включает пять профилей обучения. Это должно быть согласовано с родителями и учениками школы. На внеурочную деятельность отведите максимум 700 часов, а не 1750, как для 5–9-х классов.

В плане внеурочной деятельности предусмотрите два компонента (п. III примерной ООП среднего общего образования):

  1. Инвариантный: работа ученических сообществ в форме клубных встреч, участие школьников в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах, ежемесячные учебные собрания по проблемам образовательной деятельности.

  2. Вариативный, прописанный по отдельным профилям обучения.

Содержание

Как проверить соответствие рабочих программ ФГОС 2018-2019 перед проведением аккредитации?

Эксперты на аккредитации контролируют, как образовательная организация выполняет требования к рабочим программам по ФГОС. Для этого эксперты сопоставляют содержание образовательных программ и требования ФГОС. Чаще всего находят ошибки в содержательном и организационном разделах ООП.

Содержательный раздел ООП включает программу развития универсальных учебных действий (УУД), программы учебных предметов, курсов, программу воспитания и социализации обучающихся, программу коррекционной работы.

В содержательном разделе эксперт обязательно посмотрит программу развития УУД. Проанализируйте ее самостоятельно, обратите внимание, сформулировали ли вы в программе развития УУД личностные и метапредметные результаты.

Проверьте элементы содержания программы:

  • цели и задачи, место и роль в реализации требований ФГОС;
  • система понятий, функций, состава и характеристик УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);
  • связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;
  • место компонентов УУД в структуре образовательной деятельности;
  • типовые задачи применения УУД;
  • особенности реализации направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное и др.);
  • формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • содержание, виды и формы учебной деятельности по формированию и развитию компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • элементы ИКТ-компетенций и инструменты их использования;
  • планируемые результаты в развитии ИКТ-компетенции, подготовки индивидуального проекта, который школьник выполняет по учебному предмету или на межпредметной основе;
  • виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы работы консультантов, экспертов и научных руководителей;
  • условия для развития УУД;
  • система оценки деятельности школы по формированию и развитию УУД;
  • мониторинг успешности применения УУД.

Эксперту на аккредитации администрация школы представляет все рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности по учебному плану. Контролируйте подготовку рабочих программ.

Предотвратите случай, когда учитель не подготовил рабочую программу.

Эксперт не увидит какую-то одну рабочую программу в содержании ООП и сделает вывод, что подготовка обучающихся не соответствует ФГОС.

Проверьте структуру рабочих программ. Она включает:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности включают:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Чтобы проанализировать, как выполняются основные требования к рабочим программам ФГОС, эксперты также изучат программу воспитания и социализации обучающихся.

Эксперт проверит, как школа отслеживает личностные характеристики выпускника: любовь к своему краю и Отечеству; знание русского и родного языков, уважение своего народа; осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи, общества и др. Также эксперт выявит, как программа воспитания и социализации развивает социальную активность учеников, формирует уважение закона и правопорядка.

В рамках анализа программы коррекционной работы изучаются:

  • цели и задачи коррекционной работы;
  • перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы;
  • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ;
  • механизм взаимодействия учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников школы, других ОО и институтов общества в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

При анализе учебного плана эксперты на аккредитации проверяют, соответствует или не соответствует учебный план ФГОС. Они анализируют объем и количество часов в обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений.

При анализе соответствия требованиям к оформлению рабочих программ по ФГОС программы внеурочной деятельности рассматриваются:

  • художественные, культурологические, филологические, хоровые студии;
  • сетевые сообщества;
  • школьные спортивные клубы и секции;
  • юношеские организации;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества;
  • олимпиады, поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики;
  • военно-патриотические объединения.

В разделе об условиях реализации образовательной программы эксперт выявит наличие всех необходимых компонентов в системе условий реализации ООП. Проверьте, есть ли такой раздел в ООП вашей школы. Если он отсутствует, то эксперт сделает вывод о несоответствии условий реализации ООП требованиям ФГОС.

Как подготовить качественную рабочую программу

Прежде чем приступать к подготовке программы, нужно дать определение понятию «качество рабочей программы». Оно включает:

  • соответствие ФГОС;
  • полную реализуемость;
  • соответствие порядку, с которым учителя разрабатывают, принимают и вносят изменения или дополнения в рабочие программы.

Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, рабочие программы учебных предметов включают:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: результаты освоения курса; содержание с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.

К рабочей программе можно составить пояснительную записку. Она не является обязательной.

Пояснительная записка должна быть содержательной, отражать особенности образовательной деятельности в вашей школе, но при этом быть небольшой по объему.

В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов.

учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) обязательной части учебного плана берите из содержательного раздела примерной ООП соответствующего уровня общего образования и программ по учебным предметам, предложенным авторами учебников из федерального перечня.

Для приведения в соответствие структуры рабочей программы требованиям ФГОС проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов, за которое ученики освоят тему или тематический блок, для уровня общего образования. Затем количество часов учитель распределяет по годам обучения.

Регламент разработки и утверждения рабочих программ регулирует локальный нормативный акт – Положение о рабочей программе. В документе отражают:

Источник: https://www.menobr.ru/article/65378-qqq-17-m12-trebovaniya-k-rabochim-programmam-po-fgos-2018-2019

Учебный план на 2019-2020 год

Все занятия в учебных учреждениях проходят не спонтанно, а строго подчинены учебному плану, составленному заранее.

Для каждой конкретной школы образовательная программа на каждый год формируется в несколько этапов, с опорой на ключевые рекомендации. Все дисциплины должны быть распределены по часам, семестрам/триместрам.

Базой выступает федеральный план на 2019-2020 год (по ФГОС), который разрабатывается Министерством образования.

При составлении программы обучения педагоги должны учитывать индивидуальные характеристики школьников.

Учёба выстраивается поэтапно, с учётом всех требований и стандартов, обеспечивающих эффективное воспитание молодёжи. Образовательная система 21-го века в РФ разделяется на несколько блоков.

У образовательных заведениях одного блока, но разных профилей, дисциплинарные механизмы могут кардинально различаться.

Серьёзное влияние на процесс формирования программы оказывают особенности регионов, и другие факторы. Получается, что одинаковые дисциплины в лицее, гимназии и общеобразовательной школе преподаются не одно количество часов. Различия кроются в списке тем, изучаемых школьниками, способах и времени их подачи.

Однако, план учебной работы 2019-2020, должен отвечать требованиям преемственности между учебными ступенями, тогда ученики получат максимальную адаптацию. В результате базис формируется единым, и разные блоки действуют сообща.

В конкретной школе преподают по своим нормам, но в целом система не страдает, к ней легко адаптироваться.

Примеры учебных планов на 2019-2020 учебный год

При разработке программы для разных регионов РФ учитываются их особенности. В первых рядах стоят дисциплины государственного профиля, иностранный язык.

Те предметы, которые учитывают образовательную специфику, должны стоять в плане на особом месте. Изучение религии, родной речи, этнических предметов и других наук должно составлять базис для регионов.

Также отдельного внимания требуют программы, разработанные для детей, имеющих ограниченные физические возможности.

Пример 1 (по ФГОС, 5-9 класс).

Информация сайта-shk27.ru

Ucheb_plan_2019-2020

Пример 2 (1-11 классы)

Перспективный учебный план 2019-2020 по ФГОС

Пример 3 (5 класс)

Проект плана на 2019-2020 учебный год, шестидневная неделя

Как основной документ образовательного учреждения, программа должна демонстрировать, какова структура учебного года. Отдельным пунктом прописываются изучаемые дисциплины, чётко указывается количество часов, отведенных для конкретной науки. Внеурочные мероприятия, кружки и секции стоят в особом блоке. Чтобы контролировать педагогическую деятельность, требуют указывать схемы мероприятий.

Основные требования

Министры спускают на более низкий уровень подробные рекомендации по разработке учебных планов. Инструкции унифицированы для учебных учреждений начального, основного и среднего образования. Ни одна дисциплина не может быть исключена из программы, либо представлена в меньшем объёме, либо заменена без разрешения министерства.

Если федеральный план указывает определенную специфику изучения, трактовать её самостоятельно запрещено. Трансформировать разрешено лишь предметы из вариативной части, что позволяет школам делать образование более индивидуальным, выстраивать уникальную учебную линию. При этом администрация учитывает потребности и интересы учащихся.

Нормативно-правовая база

Все организации, осуществляющие учебную деятельность на территории РФ, должны подчиняться единому Федеральному Плану. Не имеет значения, в каком регионе расположена школа, и какова форма её собственности, стандарты унифицированы для всех. Разработка примерной программы возложена на Министерство Образования и Науки.

Финальный результат разработок должен быть адаптирован для отдельно выбранного лицея или гимназии. В документе предусмотрено две важных части: обязательная (инвариантная) и вариативная. Первый блок указывает предметы, обязательные для обучения, тогда как второй содержит науки, с минимальным обучающим объёмом.

База документов включает в себя: ФГОС, Закон «Об образовании…», «О федеральных учебных планах…», Письмо, содержащее методические рекомендации.

Особенности планирования

Вариативная составляющая программы допускает разнообразные способы использования отведенного времени. Например, учителя могут сами корректировать количество часов для изучения профильных дисциплин. Возможна интеграция в план дисциплин и курсов, не заложенных изначально. Освободившиеся часы можно направлять на другие учебные занятия.

Особого отношения требуют те программы, которые составлены для ребят с ограничениями по здоровью. От того, на каком уровне находится физическое развитие ученика, предлагаются индивидуальные направления обучения. Родителям могут рекомендовать домашнее обучение, либо посещение специальных классов.

Многие специализированные заведения составляют индивидуальные планы.

Завершающий этап: утверждение

Не только администрация школы, но и родительский комитет, отдельные педагоги и общественные деятели должны иметь доступ к составляемым документам. Вот только дирекция школы неохотно идёт на изменения привычной структуры, предпочитая оставлять расписание занятий прежним.

Однако, независимо от уровня перемен, каждая база должна пройти через три «двери». Сначала расписание дисциплин обсуждается и утверждается внутри самой школы, но с основой на федеральный базис. Далее документ отдают на рассмотрение специальной комиссии. Начальник регионального уровня утверждает проверенную документацию.

Уже в финале распорядок занятий доводят до сведения родителей и учеников.

Обучающий процесс, как любой другой, требует тщательного планирования. Пройдя несколько уровней, документ утверждается для использования, и дети начинают получать знания в его рамках. Но для грамотного составления расписания необходимо учитывать ряд важных требований.

Смотрите видео, о правильном составлении учебного плана по ФГОС на 2019-2020 г., исправление ошибок:

Пожалуйста, оцените статью: (Оценок 1, 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://vsegoda.com/uchebnyj-plan-na-2019-2020-god/

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 году

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомендации, разрабатываемые для каждого предмета вариативной и инвариантной составляющей учебного процесса.

Сравнительно недавно учитель практически не имел права вносить какие-либо изменения в строго установленный план изучения предмета, ведь в рекомендуемых программах был расписан практически каждый урок. Новые рабочие программы, предложенные учителям в  2019-2020 учебном году, предполагают большую свободу учителя при составлении календарного планирования и разработке уроков.

Разработка рабочих программ

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

На практике же все рабочие программы по предметам на 2019-2020 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Важно знать, что учитель имеет право не только использовать рекомендованные программы, но и писать свои собственные, что позволит реализовать индивидуальную стратегию достижения желаемого результата.

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2019-2020 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Структура программы в 2019-2020 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Интеграция новых программ в учебный процесс

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2019-2020 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС.

Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков.

Кроме того, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке. Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углубленном изучении.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения.

Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным.

Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%.

С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения. Предметы вариативной части не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы.

Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы.

Тем не менее для учета замечаний региональных парламентов было принято решение о формировании рабочей группы, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

Удалось выработать согласованный вариант поправок в законопроект, которые, с одной стороны, обеспечивают возможность получения образования и обучения родным языкам и государственным языкам республик в рамках образовательной программы, а с другой стороны, закрепляют право выбора языка за учащимися и их родителями.

На рабочем заседании группы было принято решение, что законопроект будет принят в первом чтении. Однако в постановлении Госдумы необходимо зафиксировать направление его доработки.

Источник: https://pro2019god.ru/novye-trebovaniya-k-rabochim-programmam-v-2018-2019-godu/

Проектирование рабочей программы

Рабочие программы на 2019-2020 год должны соответствовать общему плану образовательного учреждения и включать следующие составляющие:

  • пояснительная записка;
  • общая характеристика образовательного процесса;
  • содержание дисциплины;
  • перечень тем, поставленных в логическую очередность;
  • распределение часов для освоения дисциплины;
  • ожидаемые результаты;
  • проверка усвоения материала, которая может быть представлена в виде тестов, самостоятельных или контрольных работ.

Учитель не может исключать или сокращать компоненты инвариантной части общей учебной стратегии. Таким образом, обеспечивается освоение главных дисциплин для получения основного образования в соответствии с ФГОС.

Внесенные учителем дополнения в вариативной части позволяют создавать более индивидуальный образовательный процесс, подчеркивая специфику учебного заведения. Кроме того, использование личных методических разработок является обязательной составляющей развития образовательного процесса в целом в стране.

Методика преподавания не может оставаться неизменной в течение длительного периода времени. Она должна соответствовать современным потребностям учащихся и способствовать освоению новой информации.

Особенно важно научить ребенка критическому мышлению и анализу полученных данных, поскольку сегодня ежедневно формируется огромный поток информации, который не всегда оказывается рациональным.

В своей работе учитель может использовать следующие варианты рабочих планов:

  • рекомендации ФГОС, адаптированные для образовательного процесса в данном учреждении;
  • авторские программы;
  • составить собственную нормативно-управленческую документацию (которая требует обязательного многоуровневого утверждения).

Для составления рабочей программы для определенной дисциплины, которая будет использовать во время учебного процесса, необходимо:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Выбрать основу из предложенных стандартов.
  3. Подобрать учебник из перечня ФПУ.
  4. Определить цели изучения предмета (они не должны противоречить ФГОС и ПООП).
  5. Проанализировать учебно-методическое обеспечение и материальную базу, которые используются в учебном заведении.
  6. Сформулировать планируемые результаты.
  7. Оформить содержание с четкой формулировкой изучаемых тем и указанием необходимого количества часов.
  8. Составление календарно-тематического плана.
  9. Определение дополнительной литературы.
  10. Формирование контрольно-измерительных материалов.

После оформления рабочей программы она должна пройти экспертизу в методическом объединении, после чего согласуется с заместителем директора по учебной работе. Далее документация утверждается директором образовательного учреждения.

Федеральный перечень учебников

Перечень учебников, который может быть использован в школах в 2019-2020 году, утвержден Министерством просвещения в декабре 2018 года (приказ №345 «О федеральном перечне…»).

Он включает 910 учебников для основной программы общеобразовательных школ.

Также в нем есть дополнительные пособия и литература с определенной спецификой (например, для школ, где работают с детьми с ограниченными возможностями).

Учитель может самостоятельно выбирать учебник для определенного предмета в соответствии с выбранной (составленной) им учебной программой. Учебники не сильно отличаются между собой. Разница заключается в методе подачи материала, уровне сложности.

Каждый учебник имеет свою виртуальную копию, которая может использоваться дома или во время проведения занятий. Современные школы с каждым годом обновляют свою учебно-материальную базу, что позволяет применять различные способы подачи материала.

Использование проекторов, широкоформатных телевизоров, интерактивных досок позволяет визуализировать учебные пособия. Поэтому электронные учебники являются не только копией своих бумажных «коллег», но и имеют некоторые дополнения. Например, инфограммы, интерактивные элементы, изображения с возможностью масштабирования.

Это дает возможность улучшить уровень обучающих материалов для более качественного усвоения дисциплины.

Источник: https://2020-god.com/novye-trebovaniya-k-rabochim-programmam-v-2019-2020-godu/

О новых стандартах

Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год был составлен с учетом модернизации школ.

Сейчас во многих учебных заведениях России проводится обновление инвентаря, вводятся новые электронные инструменты – электронные учебники, современные проекторы, «умные» доски и т.п.

В связи с этим у учителей появляются дополнительные возможности по предоставлению демонстрационных материалов.

К их числу следует отнести:

  • инфограммы;
  • изображения с возможностью масштабирования, например, карты;
  • интерактивные элементы.

Электронные версии не полностью копируют бумажный вариант – в них вносятся дополнительные сведения

Также Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год, утвержденный в 2018, включает список дополнительных пособий. Теперь один из ключевых стандартов образования – это вариативность.

Образовательным учреждениям дается право выбора между несколькими учебниками по каждому предмету. Они не кардинально отличаются друг от друга, что позволяет детям при переводе в новую школу быстро освоиться.

В то же время альтернативные учебники могут отличаться по уровню сложности, подаче материала. Это позволяет преобразовывать программу в гимназиях и лицеях.

Нормативно-правовые аспекты требований к рабочим программам по ФГОС

Все образовательные учреждения, действующие на территории России, обязаны работать в соответствии с единым федеральным планом. Составлением ориентировочной учебной программы занимается Минпросвещения, но каждый вариант программы адаптируется для каждой конкретной школы.

В инвариантном разделе документа прописываются обязательные для изучения дисциплины, а в вариативном разделе – предметы, имеющие минимальный объем. На вариативную часть образовательной программы в 1-4 классах выделяется 20% учебного времени, в 5-9 классах – 30% и в старших классах – 40%.

Документальная база рабочей программы состоит из ФГОС, Закона об образовании, Закона «О федеральных учебных планах…» и Письма с методическими рекомендациями.

Специфика разработки рабочих программ согласно требованиям ФГОС 2019-2020

Такой нормативный документ, как рабочая учебная программа, определяет содержание образовательного процесса, количество часов на освоение каждой дисциплины, очередность и объем изучаемых тематик и общее число проверочных работ. В соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС, данный документ состоит из трех частей: содержания образовательного курса, планируемых результатов обучения и ориентировочного планирования по темам.

Не пропустите:   План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 года: структура

Все учебные программы по дисциплинам сопровождаются пояснительной запиской. В ней подробно разъясняются специфика образовательного курса, рекомендации для педагогов, соответствующая нормативная документация и другие важные нюансы, на которых школа хочет акцентировать внимание.

Преподаватели вправе работать не только с рекомендованными учебными программами, но и разрабатывать собственные обучающие стратегии. Такой подход расширяет границы для достижения запланированных целей.Важный , что ни один из предметов не может быть исключен из учебной программы, сокращен или заменен без соответствующего разрешения от Минпросвещения.

Также запрещено самостоятельно интерпретировать определенную образовательную специфику, если она четко прописана в федеральном плане. При этом, допускается трансформация дисциплин, входящих в вариативную часть. Это открывает большие возможности для индивидуализации образования и построения уникальной обучающей стратегии.

Занимаясь разработкой обучающей программы, преподаватели должны принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Учебный процесс строится поэтапно с соблюдением соответствия рабочих программ требованиям ФГОС. При формировании учебного курса важную роль играют различные факторы, в том числе, региональная специфика.

Одни и те же предметы в общеобразовательной школе, гимназии и лицее изучаются разное количество часов. Это связано как со способами подачи материала, так и с перечнем преподаваемых тем в различных образовательных заведениях. В соответствии с новыми нормами, учебный план должен обеспечивать преемственность между образовательными ступенями.

Это станет гарантией полноценной адаптации учащихся. В итоге основа получается единой, а отдельные учебные блоки действуют сообща.При составлении учебного плана для разных регионов России обязательно принимаются во внимание их специфические особенности. В первую очередь утверждаются предметы государственного профиля и иностранные языки.

Базисом для регионов становится изучение родной речи, религии, этнических дисциплин и других наук. Дисциплины, преподаваемые с учетом образовательных особенностей или рассчитанные на школьников с ограниченными физическими возможностями, занимают особое место в учебном плане. В программе приписываются изучаемые предметы и число отведенных на них часов.

Отдельно указываются различные внеурочные занятия, секции и кружки, а также прописываются схемы их проведения.

Суть изменений в требованиях к составлению рабочей программы по ФГОС 2019-2020

На данный момент существует несколько вариантов образовательных стратегий. Каждый преподаватель имеет возможность использовать в работе любую из них:

  • вести образовательный процесс в соответствии с рекомендациями ФГОС, внеся в программу свои изменения;
  • использовать любую из имеющихся авторских учебных программ;
  • составить собственную рабочую программу с учетом требований по ФГОС 2019;
  • взять за основу авторский курс, предварительно адаптировав его под специфику образовательного учреждения.

Для того, чтобы стимулировать преподавателей к активной творческой деятельности, используются различные нововведения. Среди них:

  • устранение бюрократических препятствий для полноценной реализации идей педагогов и потребностей учеников;

  • сокращение количества материалов, которые требуются для утверждения новой учебной программы;
  • внедрение элементов внеурочной работы в учебную программу.

При составлении плана занятий преподавателям рекомендуется задействовать как можно больше современных IT-технологий, в том числе, мультимедийных презентаций, видео- и аудиоматериалов. Кроме лекций и практических уроков, также рекомендуется проводить нестандартные виды занятий: экскурсии, конференции, дискуссии и т.д.

Планирование рабочей программы согласно требованиям ФГОС

Преподавание предметов в рамках вариативной части учебной программы предполагает применение различных методов использования выделенного времени.

К примеру, преподаватель может самостоятельно менять число часов для освоения профильных предметов или добавлять учебные дисциплины, которые не были предусмотрены изначально. Высвобожденные часы можно использовать для проведения других занятий.

Отдельное внимание следует уделять программам для школьников с ограниченными возможностями в плане здоровья. В зависимости от персонального физического развития учащегося, практикуются индивидуальные обучающие программы либо на дому, либо в специальных классах.

Доступ к разрабатываемым документам должны иметь не только администрация учебного заведения, но и преподаватели, представители родительского комитета и общественные деятели. Это прописано в новых требованиях к составлению рабочих программ по ФГОС 2019.

В первую очередь, расписание предметов проходит обсуждение и утверждение внутри образовательного учреждения. Затем документация рассматривается специальной комиссией и передается на утверждение начальнику регионального уровня. Завершающий этап – доведение учебной программы до сведения учащихся и их законных представителей (родителей).

Утвержден новый Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год

Утвержденный список ФПУ на 2019-2020 гг. включает 910 учебников в основном разделе (для общеобразовательных школ). Также есть второй раздел для детей с ограниченными возможностями и третий, составленный с учетом культурных отличий регионов.