Земский приказ собирал налоги с

После периода Великой смуты началось постепенное восстановление управления владимирскими и московскими землями.

Многочисленные войны и мятежи ушли в прошлое, в стране стабилизировалось и набирало силу царское самодержавие.

Укрепление контроля сопровождалось расширением сети распорядительных органов власти, среди которых был и Земский приказ – центральный государственный орган управления и контроля.

Первые упоминания

В период Смутного времени никаких значительных органов управления власти не существовало. Вся территория России была раздроблена. Но постепенное усиление влияния Московского княжества привело к расширению земель, попадающих под юрисдикцию московского князя, а значит, ему требовались и собственные органы управления землями.

Как самостоятельное учреждение Земский приказ первый раз упоминается в документах 1564 года, хотя отдельные служащие, которые именовались земскими дьяконами, выполняли свои обязанности с 1500 года.

Появление централизованных органов правления русскими землями говорит об ослаблении влияния княжеской и боярской аристократии, усилении центральной власти. Земский собор и приказы составляли две ветви существующей власти: законодательную и исполнительную.

Первый собор был созван в период правления Ивана Грозного в 1549 году и по времени совпадает с резким обострением конфликта «низов» и «верхов», который проявлялся и в столице русских земель, и на окраинах княжеств. История созыва Земских соборов насчитывает два столетия.

Исторически сложилось так, что назначениями и распоряжениями занимались две палаты: в первой собирались окольничие, бояре, казначеи и дворецкие, во второй – боярские дети, воеводы, княжата и дворяне.

Основную массу чиновников Земского приказа составляли объезжие головы, назначавшиеся из местных дворян. Они руководили уличными сторожами, стрельцами и пушкарями. Им подчинялись также решеточные приказчики, которые управляли воротами, перегораживающими улицы старой Москвы, ярыги – ответственные за уборку мостовых и различные посадские люди, исполняющие самые разнообразные поручения.

Обязанности Земского приказа

Земский приказ исполнял свои многочисленные обязанности на основании указов и распоряжений действующих властей. Его чиновники вытеснили существующих городских приказчиков и третников – ставленников боярских и княжеских. Среди основных обязанностей чиновников приказа были:

  • благоустройство подведомственной территории, управление городским хозяйством;
  • сбор налогов;
  • тяжбы и судебные разбирательства с низшими классами населения;
  • охрана правопорядка, тушение пожаров;
  • борьба с кормчеством, публичными домами и азартными играми.

Общий уровень развития Москвы был типичным для средневекового города: узкие улочки, забитые отходами, кучи навоза на мостовых и нестерпимая вонь.

К выходным и праздникам предпринимались попытки навести порядок на улицах Москвы, состояние мостовых Никольской и Мясницкой улиц, по которым часто проезжал царь, поддерживалось почти в идеале.

Позднее вся черновая работа была возложена на людей низкого сословия – ярыжных. Их также обязали убирать улицы, вывозить нечистоты, служить на конюшнях знатных чиновников.

Земский приказ оплачивал работу московской полиции, которая отвечала за порядок и пресекала мелкие правонарушения. Штат самого управления был невелик.

Головой полицейского управления выбирался объезжий голова, которому были выделены кабинет и небольшая канцелярия. В помощь голове выделялись стрельцы и решеточные приказчики.

Богатые дворы имели собственную службу охраны и сыска и практически не контактировали с полицией.

Развитие земского управления

В начале 17 века Земский приказ был разделен на два Земских двора, которые управляли двумя разными частями Москвы. Увеличилось число чиновников, служивших в приказах, расширились его функции. Все делопроизводство было разделено на «судные» и «денежные» столы. В особые книги заносились челобитные, ходатайства и принятые после их рассмотрения решения.

После нововведений Петра I, ориентированного на европейский образ жизни, упразднили приказ и Земский собор. Министерство и коллегия были сформированы по западноевропейским образцам. Именно на них была возложена ответственность выполнять функции старинных органов управления.

Возрождение Земства

Во второй половине 19 века упадок существующей системы вынудил царя Александра II провести реформы, касающиеся переустройства государственного управления. Одной из первых прошла реформа местного самоуправления, в которой местные органы власти получили больше полномочий и частично могли принимать самостоятельные решения.

В это время поднимается вопрос о лечении сельских жителей и запускается программа «земский доктор». Приказ о предоставлении медицинской помощи привел в отдаленные уголки страны врачей и фельдшеров, в обязанности которых входило оказание неотложной медицинской помощи.

Условия образовательных программ предоставили право обучаться грамоте самым многочисленным слоям населения – крестьянам. Земство само принимало решение о постройке железных дорог или возведении крупных промышленных предприятий.

Большое внимание уделялось и культурной жизни небольших годков и поселков: открывались театры, женские курсы, общественные библиотеки и прочие культурно-просветительные заведения.

К сожалению, революции и войны уничтожили весь потенциал, который привнесли в жизнь государства реформы 19 века.

В настоящее время на уроках истории и олимпиадах, посвященных изучению прошлого родного края, часто встречается такое задание: ««Приказ», «земский собор», «министерство», «коллегия» — что лишнее?» Правильным ответом будет «земский собор», так как он являлся законодательным органом власти, а все остальные перечисленные институты государственного управления — исполнительными.

Источник: https://FB.ru/article/220168/zemskiy-prikaz-tsentralnyiy-organ-gosudarstvennogo-upravleniya-zemskiy-prikaz-opisanie-i-istoriya

Книга: Мир истории: Россия в XVII столетии


неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «меньшими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний и крестьянских войн «бунташного» века.

Активизация торгово-ремесленной, промышленной жизни городов не могла не отразиться на посадских жителях. Их представители, прежде всего из числа посадской верхушки, выполняли важные поручения правительства, заседали в земских соборах.

Все посадские люди отстаивали в челобитных, в ходе судебных разбирательств, городских восстаний свои общесословные праса и в первую очередь — на занятие ремеслами и торговлей.

В городах издавна проживали на дворах и в слободах, принадлежавших боярам, патриарху и прочим иерархам, монастырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и прочие. Занимались они, помимо обслуживания владельцев, и торговлей, ремеслами.

Причем, в отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в пользу государства не несли.

Это освобождало принадлежавших боярам и монастырям людей, в данном случае — ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.

Многие посадские тяглецы из черных слобод и сотен, чтобы «избыть тягло», а оно при царе Михаиле стало для них бедствием, «закладывались» к крупным феодалам — владельцам «беломестных» слобод и дворов, становились феодально-зависимыми от них людьми, работали на них: занимались ремеслом и торговлей как раньше, но тягла уже не несли.

Феодалы таким путем увеличивали доходы. Казна не страдала, страдали оставшиеся в общине посадские люди: они должны были, по принципу круговой поруки, вносить прежнюю сумму податей, теперь и за «закладчиков». Так что возрастали объем тягла, давившего на них, и конкуренция в ремесленных и торговых занятиях со стороны «беломестцев».

Гончарные штампы.

Посадские люди на земских соборах, в челобитных требовали вернуть закладчиков, всех людей, занимающихся ремеслом и торговлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.

Но власти, защищая интересы феодалов, не внимали подобным просьбам, тянули время, ограничивались полумерами. Например, заставляли беломестцев перенести свои дворы с посадской земли в «белые» слободы и дворы.

Организовали одно время Сыскной приказ во главе с боярином князем Ю. Я. Сулешевым. Но ничего не получилось из сыска закладчиков у бояр и иерархов.

https://www.youtube.com/watch?v=fuscH560T6k

В 30-е годы после смерти энергичного и сурового патриарха Филарета, отца царя Михаила, московские посадские люди усилили нажим на правительство.

Как и дворяне, они подавали челобитные о своих нуждах и требовали возврата закладчиков, открыто выступали против церковников, захватывавших земли у посадского мира. Боярская дума снова создала Сыскной приказ, во главе его поставили князя Б. А.

Репнина, человека энергичного, жестокого. Но закладчиков в посад не вернули, хотя в начале 40-х годов посадскую верхушку поддержали в этом дворяне.

Накапливавшееся недовольство посада прорвалось в конце концов и привело к решению проблемы «беломестцев». Это произошло в ходе посадской реформы 1649–1652 годов.

А тридцать лет спустя, при проведении налоговой реформы 1678–1681 годов, посадские люди добились некоторого снижения налоговых ставок.

Все эти уступки посадскому миру отразили ту более активную роль, которую торгово-ремесленное население стало играть в XVII веке в экономической и политической жизни страны. Они же способствовали известному успокоению в их среде к концу столетия.

XVI! столетие внесло немало изменений в хозяйственную жизнь страны, ее сословно-классовое деление, подготовило новый и бурный подъем во всех областях жизни в эпоху петровских преобразований.

Власть и закон

Внутриполитическое развитие России, отмеченное заметным усилением позиций феодалов, ужесточением крепостнического режима, давившего на социальные низы, имеет свои вехи, «верстовые столбы».

Это прежде всего мощные народные движения «бунташного» века: первая Крестьянская война начала столетия, городские восстания середины века в Москве и других центрах, вторая Крестьянская война во второй половине 60-х — начале 70-х годов, московские восстания конца столетия, Эти движения оказали существенное влияние на расстановку политических сил в правящих верхах и проведение ими мер для укрепления диктатуры господствующего класса.

Центральные задачи внутренней политики самодержавия — распределение земли между членами общества, усиление закрепощения крестьян, подавление их протеста.

Все правительства решали их в пользу феодалов — своей главной социальной опоры.

В соответствии с этим меры правящих кругов в области верховного, центрального и местного управления, законодательства и судебной практики, финансов и строительства вооруженных сил носили продворянский характер.

Подполье дома в Зарядье.

Преодолевая сопротивление эксплуатируемых, власть имущие бояре и дворяне, церковники и верхушка посадского мира, несмотря на имевшиеся между ними разногласия, проводили курс на увеличение привилегий и упрочение собственного положения; иногда лавировали, делали уступки недовольным, но гораздо чаще беспощадно карали, запугивали, надеясь на беспрекословное повиновение законам и повелениям господ. Диктатура феодалов усилилась, ужесточилась: сословно-представительная монархия начала перерастать в абсолютную, власть самодержца становилась неограниченной. Соответствующим образом снизилась роль учреждений и лиц из князей и бояр, иерархов и «третьего чина», вершивших дела вместе с монаршей особой. Возросли роль бюрократов, полностью послушных царской воле, и политический вес

Источник: https://litvek.com/br/299508?p=25