Договор о космосе 1967 текст

Государства-участники настоящего Договора, воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос, признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях, полагая, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, желая содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях, полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами, напоминая Резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», единодушно принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 года, напоминая Резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воздерживаться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, единодушно принятую Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1963 года, принимая во внимание Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 года, которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная Резолюция применима к космическому пространству, будучи убежденными, что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, согласились о нижеследующем

Статья I

Исследование и использование космического пространства, включая и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Статья II

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Статья III

Государства-участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Статья IV

Государства-участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается.

Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

Статья V

Государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства-участника Договора или в открытом море.

Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства-участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств-участников Договора.

Государства-участники Договора незамедлительно информируют другие государства-участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Статья VI

Государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства-участники Договора.

Статья VII

Каждое государство-участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Статья VIII

Государство-участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству-участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.

Статья IX

При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства-участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников Договора. Государства-участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Если какое-либо государство-участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством-участником Договора или гражданами этого государства-участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств-участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство-участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством-участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

Статья X

Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства-участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств-участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов. Характер и условия предоставления упомянутой выше возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами.

Статья XI

Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства-участника Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Статья XII

Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств-участников настоящего Договора на основе взаимности.

Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

Статья XIII

Положения настоящего Договора применяются в отношении деятельности государств-участников Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством-участником Договора или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций. Практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами-участниками Договора либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой международной организации, являющимися участниками настоящего Договора.

Статья XIV

Настоящий Договор будет открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящий Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

Настоящий Договор вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью правительствами, включая правительства, назначенные в качестве правительств-депозитариев настоящего Договора.

Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящего Договора, а также о других уведомлениях.

Настоящий Договор будет зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XV

Любое государство-участник Договора может предлагать поправки к настоящему Договору. Поправки вступают в силу для каждого государства-участника Договора, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств-участников Договора, а впоследствии для каждого оставшегося государства-участника Договора в день принятия им этих поправок.

Статья XVI

Любое государство-участник Договора может уведомить о своем выходе из Договора через год после вступления его в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Статья XVII

Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдан на хранение в архивы правительств-депозитариев.

Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождены правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в трех экземплярах в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне января месяца 27 дня тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года.

Источник: https://sovetunion.ru/dogovor-o-kosmicheskom-prostranstve-1967-dogovor-o-deyatelnosti.html

Космические законы существуют с 1967 года: надо их знать

В 2016 американский астронавт Рональд Гаран написал книгу «Из космоса границ не видно». Её посыл очень прост — глядя на планету из иллюминатора Международной космической станции, политические границы кажутся архаичными рудиментами, которые не имеют никакого смысла.

Но мы вернемся на Землю и взглянем обратно, в звездные дали. Как и любая окружающая нас территория, это пространство не обошла законодательная регуляция. Рассказываем, какие правила действуют за пределами нашей планеты и зачем они нужны.

Космос и его конституция

Главный свод «внеземных» законов — «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Монструозное название, из-чего соглашение называют просто договором о космосе.

Оно было подписано в разгар Холодной войны, в 1967 году, тремя державами: США, СССР и Великобританией. Сейчас условия договора приняли около 100 стран.

Впрочем, первые попытки разобраться, кто и чем будет владеть в космосе, предпринимались даже ранее — Управление ООН по вопросам космического пространства сформировали еще в 1958 году.

«Нет!» войне и частной собственности

Все затевалось ради исполнения простых принципов: космос должен остаться мировым достоянием, а не полигоном для испытаний вооружения или национальными владениями.

В договоре о космосе всего 17 статей — создатели попытались избежать бюрократической избыточности. Большинство положений регулируют мирный статус космоса: например, Луну и прочие небесные тела нельзя оккупировать или использовать в качестве военной базы.

Запрещено и размещения ядерного оружия на орбите.

Кроме того, закрепляется особый статус космонавтов — государства-участники обязуются помогать им в случае аварийных ситуаций. При этом сами пилотируемые спутники и их экипаж остается под юрисдикцией страны, совершившей запуск.

Единственное исключения — это МКС: судьбу её команды, в случае нарушений, подразумевающих криминальную ответственность, будет решать специальный консультативный совет.

Один из главных пунктов договора — обязательство страны-участника контролировать исполнение правил не только государственными структурами, но и частными компаниями. В последние годы, с расцветом коммерческой космической индустрии, этот вопрос встал особенно остро.

Добыча из космоса

Космических юристов совсем немного, но перед ними большие задачи. К примеру, компании вроде Planetary Resources и Deep Space Industries, намерены вести горнодобывающие работы на астероидах.

В свою очередь Moon Express хочет добывать ископаемые на Луне. В 2015 году в США приняли закон, согласно которому за компаниями закрепляется владение материалами, добытыми в космосе — якобы это не противоречит Договору.

Однако ситуация запутанная, поскольку решение не согласовано с остальными державами.

Ведь ставки высоки. К примеру, лунная кора содержит запасы железа, титана, алюминия, магния, серы, калия, натрия. Главным же достоянием спутника считаются залежи изотопа гелий-3.

Сфера его применения — энергетика, он отлично подходит в качестве топлива для термоядерных реакций. И не забывайте про снующие туда-сюда астероиды. Часто в их составе находится большое количество ценных металов, вроде  золота, кобальта, осмия, палладия, платины.

К примеру, за весь 2014 год в мире добыли всего 161 тонну платины (лидирует, к слову, российский «Норникель»). Из огромной металлической глыбы диаметром полтора километра можно извлечь и больше. Неудивительно, что оценочная стоимость некоторых астероидов достигает $20 трлн.

Опять же для сравнения — мировой долг по состоянию на 2017 год составляет около $217 трлн.

Внеземная угроза

Так то звезды, как гласит название дилогии Сергея Лукьяненка, не просто холодные, но и дорогие игрушки. Однако, и это не единственный повод для беспокойства.

Если отправитесь в путешествие на Луну или Марс, то вашему кораблю придется пройти строжайшую процедуру дезинфекции — положения договора о космосе обязывают следить за тем, чтобы не заселить что-нибудь в округе земными бактериями.

Работает это и в обратную сторону: привозить с собой гостей инопланетного происхождения нежелательно.

Пока что космический договор 1967 года неплохо справляется со своими задачами, но впереди его ждут большие вызовы. Раньше страны и компании вели себя достаточно предсказуемо: запускали на орбиту исследовательские или телекоммуникационные спутники, общими усилиями строили МКС.

Но времена меняются.

Илон Маск открыто говорит о перспективах колонизации Марса, компания Bigelow Aerospace намерена строить свои космические станции, а Роскосмос прицеливается к добыче ископаемых на Луне.

Пора задуматься о будущем

Люди, кажется, отряхнулись от длительного сна и вспомнили слова Рэя Бредбери. Классик научной фантастики на склоне лет сказал: «Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы».

Возможно, у нас все-таки получится совместить эти занятия: если разберемся, как все регулировать.

Поставьте оценку:

(Нет )

Источник: https://www.iphones.ru/iNotes/722478

2222 (XXI). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

33. Договор о принципах деятельностигосударств по исследованию и использованиюкосмического пространства, включаяЛуну и другие небесные тела

Или, для краткости, просто «Договор окосмосе». Этот договор формирует основумеждународного космического права.

Договор первоначально был подписанСССР, СГА и Великобританией (они же сутьего депозитарии) 27 января 1967 года ивступил в силу 10 октября того же года.

Сейчас около ста стран его полностьюприняли, а около 30 – подписали, но не доконца ратифицировали. Так или иначе,договор охватывает большинство государствЗемли.

Среди его принципов есть, в частности,такие вот.

Договор запрещает своимучастникам размещать ядерное оружиеили любое другое оружие массовогоуничтожения на околоземной орбите,устанавливать его на Луне или ещё какомнебесном теле, равно как и размещатьего в открытом космосе.

Договорограничивает использование Луны идругих небесных тел мирными целями изапрещает их использование для испытаниялюбого вида оружия, проведения военныхманёвров и основания военных баз,сооружений и укреплений (статья 4; да,это очень смешно).

Однако же договор незапрещает размещение обычных, неядерныхвооружений на орбите. В договоре такжесказано, что освоение и исследованиекосмоса должно проходить во благо и напользу всех государств и что все странамдозволяется исследовать и использоватькосмос. Ну, понятно,в мирныхцелях.

Договор запрещает какой-либо странеобъявлять небесное тело – к примеру,Луну – своею собственностию, посколькуони являются общим наследием человечества.

Статья 2 утверждает: «Космическоепространство, включая Луну и другиенебесные тела, не подлежит национальномуприсвоению ни путем провозглашения наних суверенитета, ни путем использованияили оккупации, ни любыми другимисредствами».

При этом государство,запускающее какой-нибудь космическийаппарат («объект»), сохраняет над нимсвой контроль и юрисдикцию. Это государствотакже несёт ответственность за ущерб,причинённый их космическими аппаратами,и должно избегать загрязнения и причиненияущерба космосу и небесным телам.

Статья 6 говорит о международнойответственности: «Деятельностьнеправительственных юридических лицв космическом пространстве, включаяЛуну и другие небесные тела, должнапроводиться с разрешения и под постояннымнаблюдением соответствующего государства- участника Договора». Также утверждается,что участники договора будут нестимеждународную ответственность за своюдеятельность в космосе вне зависимостиот того, осуществляется она подруководством правительства страны илиещё как-то (ну там, частными фирмами).

Статья 9 какбе говорит нам: «Есликакое-либо государство — участникДоговора имеет основания полагать, чтодеятельность или эксперимент,запланированные этим государством -участником Договора или гражданамиэтого государства — участника Договорав космическом пространстве, включаяЛуну и другие небесные тела, создадутпотенциально вредные помехи деятельностидругих государств — участников Договорав деле мирного исследования и использованиякосмического пространства, включаяЛуну и другие небесные тела, то онодолжно провести соответствующиемеждународные консультации, прежде чемприступить к такой деятельности илиэксперименту». Это типа чтобы мы с СГА,играя в Холодную войну, не забывали оприроде и о других царствах-государствах.

В 1979 году ещё хотели сделать продолжениев виде Договор о Луне, но его чего-то вотособо никто из заинтересованных странне ратифицировал.

Недавно (начало 2000-х) хотели протолкнуть«SpacePreservationAct», который бы запретилвообще любое оружие в космосе, но покачто мало что получается.

Государства — участники настоящегоДоговора,

воодушевленныевеликими перспективами,открывающимися перед человечеством врезультате проникновения человека вкосмос,

признаваяобщую заинтересованностьвсего человечества в прогрессеисследования и использования космическогопространства в мирных целях,

полагая, что исследование ииспользование космическогопространства должны быть направленына благо всех народов, независимо отстепени их экономического или научногоразвития,

желаясодействовать развитиюширокого международного сотруд-ничествакак в научных, так и в юридическихаспектах исследования и использованиякосмического пространства в мирныхцелях,

полагая,что такое сотрудничествобудет содействовать развитиювзаимопонимания и укреплению дружественныхотношений между госу-дарствами инародами,

напоминаярезолюцию 1962 (XVIII),озаглавленную «Декларация правовыхпринципов в деятельности государствпо исследованию и использованиюкосмического пространства», единодушнопринятую Гене-ральной АссамблеейОрганизации Объединенных Наций 13 декабря1963 года,

напоминаярезолюцию 1884 (XVIII),призывающую государства воз-держиватьсяот вывода на орбиту вокруг Земли любыхобъектов с ядерным оружием или любымидругими видами оружия массовогоуничтожения или от установки такогооружия на небесных телах, едино-душнопринятую Генеральной АссамблеейОрганизации Объединенных Наций 17 октября1963 года,

принимая во вниманиерезолюциюГенеральной Ассамблеи ОрганизацииОбъединенных Наций 110 (II) от 3 ноября 1947года, которая осуждает пропаганду,имеющую целью или способную создатьили усилить угрозу миру, нарушение мираили акты агрессии, и считая, что указаннаярезолюция применима к космическомупространству,

будучи убежденными, что Договор опринципах деятельности государств поисследованию и использованию космическогопространства, включая Луну и другиенебесные тела, будет способствоватьосуществлению целей и принципов УставаОрганизации Объединенных Наций,

согласилисьо нижеследующем:

Статья I

Исследование и использование космическогопространства, включая Луну и другиенебесные тела, осуществляются на благои в интересах всех стран, независимо отстепени их экономического или научногоразвития, и являются достоянием всегочеловечества.

https://www.youtube.com/watch?v=C-oH7oydhIk

Космическое пространство, включая Лунуи другие небесные тела, открыто дляисследования и использования всемигосударствами без какой бы то ни былодискриминации на основе равенства и всоответствии с международным правом,при свободном доступе во все районынебесных тел.

Космическое пространство, включая Лунуи другие небесные тела, свободно длянаучных исследований, и государствасодействуют и поощряют международноесотрудничество в таких исследованиях.

Статья II

Космическое пространство, включая Лунуи другие небесные тела, не подлежитнациональному присвоению ни путемпровозглашения на них суверенитета, нипутем использования или оккупации, нилюбыми другими средствами.

Статья III

Государства — участники Договораосуществляют деятельность по исследованиюи использованию космического пространства,в том числе Луны и других небесных тел,в соответствии с международным правом,включая Устав Организации ОбъединенныхНаций, в интересах поддержаниямеждународного мира и безопасности иразвития международного сотрудничестваи взаимопонимания.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5370165/